Сериалы 1998 года : что бы мы смотрели 20 лет назад?

Андрей_Поздняков

01/02/201817:41
252
Сериалы 1998 года : что бы мы смотрели 20 лет назад? / фото

2017 год был богат на сериалы – причём, если в мире это была обычная дань модной «сериальной» тенденции, то в России, конечно же, обязывал юбилей – 100-летие свержения монархии, 100-летие Октября, 100-летие ВЧК и прочих служб, предпочитающих вести свою историю с времён революции. Можно ожидать в наступившем году продолжение творчества на армейско-революционную тему: ведь согласно канонической версии, армия в России тоже появилась лишь 23 февраля 1918 года, а ещё грядёт 100-летие Гражданской войны – с кинематографичными Колчаком, Деникиным, Врангелем и Фрунзе. Время покажет нашу правоту или неправоту… 


1997-1998 годы для России тоже были юбилейными, но тогдашний зритель требовал совсем иного: человечности и человеческих чувств, которые мы учились переживать в совсем новых реалиях. Героями отечественных фильмов становились «новые русские» (далеко не всегда в анекдотическом смысле этого понятия): олигархи, банкиры, ну и бандиты, конечно – куда ж без них. Так, однозначным хитом российского телеэкрана в 1998 году стал 10-серийная новелла, снятая мегапопулярным режиссёром Дмитрием Астраханом, «Зал ожидания». Интрига фильма, заключающаяся в столкновении «новой» и «старой» России, решена с прямолинейностью 90-х: поезд, забитый «новыми русскими» (олигархами и банкирами), а также целой съёмочной группой, вынужден остановиться на несколько дней в провинциальном городке с хрестоматийным названием Зареченск. Причина остановки почти банальна для тогдашних времён: поступило сообщение, что дальнейший путь заминирован террористами. В итоге Зареченск получает возможность решить все свои проблемы (общегородские и индивидуальные – на уровне отдельных жителей) разом – ведь не каждый день к тебе приезжают ТАКИЕ люди. В сериале помимо культового режиссёра задействован ещё и целый сонм советских кинозвёзд: например, Вячеслав Тихонов играет директора Зареченского детского дома, а Михаил Ульянов – явно осовремененного «Председателя», мэра провинциального города. Среди «московской части» героев – образчик отечественного киноблагородства Игорь Костолевский в роли банкира, Нина Усатова в роли миллиардерши (а как ещё могут выглядеть русские миллиардерши в представлении конца 90-х?), и всегда творчески взбалмошная Вера Глаголева в роли кинорежиссёрши, вынужденной перенести съёмочный процесс на новую, выбранную силой обстоятельств, натуру. В общем, фильм получился в меру актуальным, по-астрахановски мелодраматичным, и по-советски добротным, хотя, наверное, на взгляд сегодняшнего зрителя и несколько наивным. Что ж поделать, за 20 прошедших лет мы научились жить в капитализме, и его цинизм прочно вошёл в наши кровь и плоть…


Вторым отечественным телехитом стала экранизация романа Александра Дюма «Графиня де Монсоро», поставленная советско-украинским кинорежиссёром Владимиром Попковым, который за несколько лет до этого снял по Джеку Лондону «Сердца трёх» с «гардемаринами» Шевельковым и Жигуновым. На сей раз обошлось без «гардемаринов», но костюмная историко-приключенческая драма по известному со школьной поры сюжету, да ещё и начатая в новогодний телемарафон (первая серия из 26 была показана 5 января – тогда ещё не существовало «пьяных» каникул, а между Новым годом и Рождеством выходили на работу) была обречена на успех. Сериал открыл новых звёзд отечественного экрана, очистив многих из них от «скверны» перестроечного кино и дав им дорогу, в том числе, и в новые (к сожалению, зачастую гораздо более низкопробные) сериалы. Главную роль исполнила Габриэлла Мариани, до этого игравшая в фильмах «Казино», «Бабник-2» и «Заложники «Дьявола». Будущий прокурор Турецкий, Александр Домогаров, сыграл графа де Бюсси, Дмитрий Певцов (тоже до того прославившийся разве что в фильме «По прозвищу Зверь») – повторил после другой экранизации Дюма, «Королевы Марго», роль лидера гугенотов Генриха Наваррского, а Евгений Дворжецкий, трагически погибший всего лишь через год после выхода сериала, блеснул в роли короля Франции Генриха III. Кроме того, в сериале «засветились» Гоша Куценко, Нонна Гришаева, Алексей Горбунов, Дмитрий Марьянов, Евгений Стычкин, Анна Дубровская. Но фильм удался не только сильными «новичками» (многие из которых, конечно же, были новичками очень условными), на экране появились и советские звёзды первой величины: Юрий Яковлев, Екатерина Васильева, Владимир Долинский, Александр Пашутин, причём некоторые из них даже по типажам прямо отсылали к главной отечественной экранизации Дюма, трёхсерийному телефильму про Д’Артаньяна и трёх мушкетёров. Так, Борис Клюев сыграл жестокого и воинственного католика герцога де Гиза, а Лев Дуров – мэтра Бернуйе. 


Но в 1998 году к Дюма подбирались не только российские кинематографисты. На европейские (а чуть позже и на российские) телеэкраны вышел восьмисерийный франко-итало-немецкий фильм «Граф Монте-Кристо», который многие соотечественники считают лучшей экранизацией романа, где сыграли целых три актёра с фамилией Депардье. Роль Эдмона Дантеса, графа Монте-Кристо, исполнил сам будущий российский гражданин, его же в молодости – сын Жерара Гийом – благо портретное сходство с отцом очевидно. Младший же ребёнок Жерара, сестра Гийома Жюли, сыграла дочь одного из врагов Монте-Кристо, прокурора Вильфора. В конце романа Дюма, как мы помним, именно Валентина Вильфор вместе с Максимилианом, сыном арматора Морреля, становится «конечным выгодополучателем» всего наследства Эдмона Дантеса. Однако по фильму и остров Монте-Кристо, и все богатства главного героя достаются вовсе не «дочери прокурора и красавцу-жигану», а монахам. Впрочем, по сравнению с утроенной харизмой клана Депардье, это такие мелочи, на которые не стоит и внимания обращать.


Из других сериальных экранизаций 1998 года выделилась снятая BBC и ставшая почти канонической (кто-то даже считает её лучшей, хотя в сравнении с советской постановкой явно не достаёт драматизма) «Ярмарка тщеславия» по Уильяму Теккерею. Роли двух подруг, Бекки Шарп и Амелии Седли, сыграли Наташа Литтл и Фрэнсис Грей, причём первая всего через шесть лет снимется в очередной экранизации (на сей раз в кино) бессмертного романа. Правда, на этот раз она уже сыграет Джейн Шипшэнкс.


Если продолжать тему британских теленовелл, то в 1998 году вышел первый из пяти эпизодов (мини-сериал растянулся аж на 2 года!) «Миссис Брэдли», основанный на детективах Глэдис Ригг. Действие происходит в 20-е годы и изобилует деталями в стиле «ар-деко», а главную роль в фильме сыграла 50-летняя Дайана Ригг, которая по сюжету в отличие от бессмертной мисс Марпл не умеет вязать спицами… Впрочем, это, пожалуй, единственное, чего не умеет делать миссис Брэдли. А так – она отлично управляется с бильярдным кием, дротиками и метательными ножами. Трепещи, враг! Воинственные суфражистки ещё покажут себя!